Герб

Официальный сайт
Администрация сельского поселения
Шушнурский cельсовет
муниципального района Краснокамский район
Республики Башкортостан

История

ИСТОРИЯ

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ШУШНУРСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ИСТОРИЯ

Как и большинство деревень Краснокамского района, деревни, относящиеся к Шушнурскому муниципальному образованию, возникли приблизительно в 1742-1755 годах.

Название деревни Шушнур, как нам пояснили, в переводе c марийского дословно означает “спелая нива”. Но по сохранившимся легендам, деревня изначально называлась “Шушмундыр”, то есть левый берег реки. Кто-то объясняет это тем, что раньше деревня располагалась по правую сторону реки Кумдыр, а кто-то связывает название деревни c другим преданием, мол, «Шушнур» произошло от марийского слова “сузло”, что означает шило для плетения лаптей. Наиболее распространенной среди шушнурцев является именно такая легенда, повествующая o том, что когда-то в эти края забрел один мариец, которому приглянулись здешние места, и он, построив себе шалаш, остался тут зимовать. Но после затяжных холодов и вьюг его нашли в Шалаше мертвым, а из инструментов при нем оказалось только шило для плетения лаптей. Впоследствии деревню, возникшую на месте шaлaшa, жители назвали Сузло. А марийцы, обосновавшиеся на левом берегу реки Кумдыр, своему названием Шушнур. Река же, делившая деревню на две части, превратилась в маленький ручеек. Но старшее поколение все еще зачастую называет деревню не иначе, как “Сузло”.

По историческим данным, в 1784 году в деревне проживали 26, 1795 году – 35, в 1816 году – 176 марийцев мужского пола. B 1895 году было 446 человек (67 дворов). Перепись 1920 года зафиксировала 138 домов и 679 жителей, Для своего времени деревня считалась крупным населенным пунктом. B 1895 году она имела часовню, школу, a также обдирку и бакалейную лавку.

Спустя 124 года после образования, в 1876 году, в деревне было открыто “языческое черемисское училище”. Эта двухэтажная школа деревянной постройки располагалась рядом c мостом через речку, неподалеку от бакалейной лавки татарина Латыпова Паркетдина (наверное, его звали Фархетдином. Прим.автора). A часовня находилась на месте теперешнего клуба. Площадь около магазина и школы выполняла роль деревенского бaзарa: по воскресеньям жители окрестных сел, занимающиеся полеводством и животноводством, торговали здесь в основном произведенными товарами: маслом, молоком, салом, шерстью.

B деревне была и земская Управа, куда люди обращались со своими проблемами, нуждами. В ней работали землемер, писарь и староста.

Земли вокруг Шушнур были богатые. По меркам своего времени в деревне проживали состоятельные люди. До революции деревня имел 7 мельниц: 4 водяные и 3 ветряные. B урожайные годы сюда даже приезжали наемные рабочие из других мест.

Революция внесла в жизнь деревне свои коррективы. Не обошли стороной деревню и коллективизация, раскулачивание, горечь которых шушнурцы испытали на себе наравне со всем народом. Ссылки смогла избежать только семья купца Сапожникова, так гак была предупреждена o раскулачивание и наравне покинула деревню. На месте дом этого купца, сбежавшего, оставив все нажитое, до последнего времени располагался сельсовет. В те годы многие активисты деревни, в их числе и председателе сельсовета Михаил Афанасьев, по ложным обвинениям были репрессированы и сосланы в лагеря.

B 50-e годы жизнь более или менее стабилизируется. B 1950 году в Шушнур открывается библиотека. Ею долгие годы заведовала Лидия Федорова, которая вложила много сил и труда в просвещение и образование населения.

B начале 50-ых годов была открыта шушнурская семилетняя школа. Ее директором был уроженец деревни Еноктаево, офицер Советской Армии, участник Великой Отечественной войны Иосиф Кузьмин.

B 70-e годы было построено типовое здание дома культуры, где разместились правление колхоза “1Мая”, a также сельская библиотека, сберегательная касса, а позднее и почта. B 1978 году в деревне был открыт ясли-сад “Аленушка” на 25 мест. B 1986 году при помощи управления “Арланнефть” было возведено его новое здание.

Сегодня в Шушнуре проживает 505 человек. Деревня не лишена таких удобств, как газ, вода, асфальтированные дороги. Правда, в деревне пока газифицированы не все улицы, но решение этой проблемы не за горами.

B деревне строится много новых домов. Но сегодняшний день по сельсовету насчитывается 130 индивидуальных застройщиков. Это ли не показатель благосостояния народа?

Гордость сегодняшней деревни – школа, долгие годы руководимая Рафисом Валиевым, в 1999 и 2000 годах стала победителем Всероссийского конкурса “Школа года”, в 2001 году удостоилась звания “Школа века”, в 2003 году была награждена Почетной грамотой комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохране­нию, экологии, завоевал звания “Школа высшей категории”. В этом, конечно, несомненно, большая заслуга учительского коллектива и директора.

Название деревни Нижняя Татья, как нам объяснили, произошло от слова “такыя” ( головной убор замужних женщин). Первоначально деревни называлась Старая Татья. Деревня возникла в 1759 году. По четвертой ревизии здесь насчитывалось 42 мужчины и 27 женщин, 68 дворов, по пятой ревизии – 54 мужчины и 44 женщины. Перепись 1920 года показали 138 дворов и 679 жителей. B настоящее время в Нижней Татье проживает всего 315 человек. Большинство населения деревне работает в колхозе. Нижнетатьинцы держат скот, выращивают овощи. Кстати, овощеводством марийцы занимались издавна. Здесь выращивали морковь, капусту, помидоры уже тогда, когда у татар и башкир их не было и в помине.

Население деревни уже несколько лет пользуется “голубым топливом”, центральные улицы деревни заасфальтированы. Выкопав колодцы, решили и проблему питьевой воды. Сегодня нижнетатьинцев беспокоит отсутствие асфальтированной дороге на улице Набережной.

Среди деревень, относящихся к данному сельсовету, когда-то была и Верхнюю Татья, основанная в 1872 году. C началом строительства Нефтекамска жители деревни стали перебираться в город. Закрытие школы побудило и остaльныx жителей покинуть Верхнюю Татью и переехать в Марьино и другие близлежащие деревни, в которых имелись школы. Последними из деревни выехали Клавдия Волкова, семья Бабиковых, Сюткины. Так исчезла c лица земли деревня, в которой когда-то были коне-, свино-, молочнотоварная фермы, амбар, пожарная служба, водяная мельница, кирпичный завод, ” цех” по производству кумыса. Память o ней живет лишь в сердцах бывших верхнетатьинцев.

Основоположниками Новой Мушты являются переселенцы из Старой Мушты. Время основания новой деревни, по мнению историков, относится к началу ХХ века. По данным переписи 1920 года, в ней было 245 домов и проживало 1153 человек.

Деревня Новый Актанышбаш была основана выходцами из деревни Актанышбаш Азякуловской тю6ы. B начале 19 века в ней проживало 125 душ мужского пола. B 1844 году Новый Актанышбаш получил статус самостоятельного поселения вместе c атрибутами власти – десятником, сотником, тю6е-карты (начальником деревни), выполняющими административные обязанности. B 1859 году здесь в 93 домах проживало 588 человек. 657 мужчин и 674 женщины при 242 дворах показали в 1905 году. Деревня имела три водяные мельницы, по две мануфактурных и бакалейных лавки. Действовало 2 мечети, что указывало на религиозность населения. Переписью 1920 года зафиксировано 1619 человек при 323 домах. Другое название деревни – Биектау, видимо, она названа так, потому что расположена у подножия одноименной горы.

Согласно воспоминаниям старожилов первыми в деревне поселились старики Идрис, Абдус, Гилакай, Садык, Насып, Меряс и Москау. Последнего прозвали так из-за его частых поездок по делам в столицу, настоящего его имени никто и не помнит. История деревни Новый Актанышбаш хранит также сведения o богаче Аппаке, имевшем табун лошадей, сотни гектаров плодородных земель, три мельницы, батраков, и старике Бисбаке из другого рода богачей. Кто знает, может, в настоящее время в Новом Актанышбаше проживает кто-то из их потомков?

За годы существования в деревне происходили и радостные, и трагические события. B 1924 году в деревне случился большой пожар, во время которого из 350 дворов уцелело всего 100. B огне также сгорели две деревенские мечети. Деревня буквально восстала из пепла, возродилась на пепелищах, обустроилась.

Сегодня в деревне c населением 826 человек имеются детский сaд, школа, фельдшерско-aкушерский пункт, несколько частных магазинов.

Долгие годы в деревне не было клуба. Нынче страданиям новоактанышбашевцев положен конец – распахнул свои двери новый двухэтажный дом культуры.

Деревни Чабаевка, Янауле, Сабанчи, Уралы по возрасту намного “моложе” этих деревень.

B 1924 году на место нынешней деревни Янауле переселились 23 семьи из Янгузнарат. Деревню назвали Яна авыл, т.е. Новая деревня. Среди народа бытует и другое название деревни – Тау Янгузнарат. Позднее в этот прекрасный уголок природы переселились еще 20 семей. B конце 30-x годов в деревне открылась школа, работал клуб, ставились спектакли, концерты. B 1949 году в клубе начали показывать кинофильмы, доставили в деревню первый радиоприемник. Жизнь в деревне кипела. Сегодня в Янауле проживает 13 человек, в основном, пенсионеры. Среди них – ветеран войны и труда Ибрагим Сабиров. Он ушел на фронт в 1942 году, принимал участие в освобождении Вязьмы, Ярцево, Орши, Минска и другие городов. за проявленное мужество ветеран награжден многими орденами и медалями, среди которых орден Отечественной войны П степени, две медали “За отвагу”. После войны Ибрагим Сабиров работал агрономам, председателем правления колхоза и сельского Совета.

Исчезновение c лица земли деревень, в которых когда-то жизнь била ключом, как бы прерывает связь поколений, лишает нас многовековых традиций, заложенных и сбереженных нашими предками.

В 1928 году основана деревня Сабанчи, потом возник и одноименный колхоз. Переселились сюда жители из деревни Новая Мушта. Но если Новая Мушта, оказавшаяся рядом c автомобильной трассой, живет и здравствует, то д. Сабанчи повезло меньше. Она затерялась в здешних лесах и, будучи отдалённой от больших дорог, медленно, но верно пошла к своей гибели. Хотя, конечно, пока в ней жизнь поддерживают горстка стариков и дачники.

B деревне Уралы, которая находится в пяти километрах от Нового Актанышбаша, когда-то тоже бурлила жизнь: в начальной школе учились дети, в магазине, клубе, библиотеке было всегда людно, а в кузнице, овцеводческой, свиноводческой, молочнотоварной фермах кипела работа. Теперь этой деревушки нет на карте, но родная земля тянет, поэтому люди, некогда уехавшие отсюда, в последние годы стали возвращаться, и основали здесь фермерское хозяйство.

Чабаевка – марийская деревня, расположенная на расстоянии 3 км от деревни Нижняя Татья. Деревню люди называют по-разному: кто-то Чабаевкой, кто-то Чапаевкой. Наверное, верно и так и эдак, потому что первым здесь обосновался человек по имени Чапой Чабаев. 3а ним последовали семьи Вайты Мадиева, старика Унутая. Первые переселенцы были из Нижней Татьи, переселились сюда и из Арлана. Когда-то колхоз “Чапай” славился на всю округу. Посевных земель было немного, но даже со 100 гектаров получали обильный урожай. Первым председателем колхоза был Семен Чаев. Но время войны колхозом руководил Айтук Вайтуков, который был умелым руководителем. B колхозе имелись свиноводческая, молочнотоварная, птицеводческая фермы, в деревне работала школа, клуб, кузница. B период коллективизации в Чабаевке насчитывaлось 135 человек. На фронт ушли 18 человек, из них вернулись обратно только шесть.

Сейчас в деревне, в которой когда-то жизнь била ключом, Осталась всего 20 домов.

НЕ МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, A НАОБОРОТ

Свою лепту в развитие населенных пунктов сельского совета оставили проработавшие в разные годы его председателями Хисам Гиндуллин, Сахаби Гиндуллин, Сакина Хазиева, Ибрагим Сабиров, Фриль Валиев, Фнус Агиев, Зайкат Лукманов, Зимфир Ахмаров, Геннадий Давлетшин. Сегодня муниципальному образование возглавляет моло­дой и энергичный Айрат Муртазин.

B деревнях, относящихся к Шушнурскому муниципальному образованию, достаточно тaлантливых людей, ярких личностей. Возьмем, к примеру, только главу. Он – заядлый спортсмен. Несмотря на занятость, Айрат Миркаламович выкраивает время и для спорта, к тому же к занятиям спортом вовлек и всю свою семью. B республиканском конкурсе ; спортивных семей в прошлом году Муртазины заняли первое место.

Каметовы из Нижней Татьи также преданны спорту, на физкультурных праздниках, проводимых в муниципальном образование, они ежегодно занимают призовые места.

Тимерьян Токмурзин из Нижней Татьи прославился как мастер по плетению лаптей. Семья Ганиевы из Новой Мушты широко известна не только в районе, но и в республике: отец и сын Ганиевы – плотники, супруга Равиля – искусная рукодельница. Учитель труда Фаниль Исламов построил в Новом Актанышбаше дом, равных которых нет во всей округу. Семья фермеров из деревни Уралы Ильфиры и Рината Габидуллиных, наперекор всем трудностям начавшая возделывать многолетние травы и добившаяся значительных успехов, также может быть примером для остальных. Нужно отметить директора Нижнетатьинской школы Раисию Каметову, внесшую большую лепту в дело развития марийского языка и культypы, в воспитание y молодого поколения национального самосознания.

КОЛХОЗ

Колхоз, в настоящее время именующийся “1 Мая”, был образован в 1958 году путем объединения двух хозяйств, носивших имена Ворошилова и Маленкова. B хозяйство имени Ворошилова тогда входили колхозы “1Мая” (Шушнур), имени Ворошилова (Нижняя Татья), “Сабанчи” (Сабанчи и Янаул), “Чапай” (Чабаевка), имени Парижской Коммуны (Верхняя Татья), а в хозяйство имени Маленкова – колхозы “Буляк” (Уралы) и “Биектау” (Новый Актанышбаш).

B 1929 году члены колхоза, о6ъединившего 12 дворов, первый раз вышли на работу 1 мая, оттуда, говорят, и пошло это название.

B колхозе c давних пор имелись коне-, овце-, свино-, молочнотоварные фермы, была и своя пасека. Колхозникам по праздникам в счет трудодней выдавали мед. Первым пчеловодом был Павел Шитов. B колхозе имелись своя мастерская, кузница, маслозавод. Кузнец Петр Дунаев запомнился людям как настоящий мастер своего дела. По сохранившимся данным, первым агрономом хозяйства был Иван Шитов. Также работал бригад овощеводов. Был и свой яблоневый сад. Выращенные яблоки и овощи колхозникам выдавали в счет трудодней, a также продавали. Функционировала также ручная пилорама, ветряная и водяная мельницы. B 1933 году колхоз приобрел первый трактор. Первым трактористом колхоза был Василий Вайтин. До войны в хозяйстве имелась одна машина (полуторка), которую водил Степан Проскуряков. Когда началась война, он на ней и отправился на фронт.

Хозяйство и поныне носит название “1 Мая”. Долгие годы колхозом руководил Индус Бахтиев, который оставил после себя яркий следи добрую память. B разные годы в разных отраслях хозяйства добросовестно трудились Муллахмат Якупов, Аниса Ахметгалиева, Тимерьян Фатхуллин, Гавис Ахмаров, Гульсима Мурзахметова, Хамза Насипов, Гумер Ильясов, Ахун Хазиев, Муллахмет Гильметов, Шуматбай Акбашев, Магсум Закирьянов, Нагима Закирьянова, Рамзия Салимова, Гузалия Садыкова, Аля Петрова, Валентин Фролов, Анатолий Ильин, Баязит Якупов, Залиф Абуллин, Изибай Ирдуганов, Аркадий Михайлов, Фаиз Мурзахметов, Султан Хазиев, Гали Гиляев, Абузгарай Ялалов, Ильтебай Ирдуганов, Фарит Имамов, Разиф Гильмуллин, Миляуша Шайдуллина, Назира Каюмова, Люция Имамова, Фарит Имамов, Илюза Гильмуллина, Мугалима Сафиуллина, Разифа Султанова, Рамзия Хузина, Наиль Разетдинов, Гаптель Гильметов, Масабих Хузин, Леонид Тимофеев, Виталий Тимофеев, Алексей Шуматбаев, Александр Дмитpиев. Они составляют гордость и славу хозяйства. “1 Мая” всегда было процветающим и передовым хозяйством. Таковым оно является и сейчас под руководством Радиса Миргалиева.

ПЛАМЯ ВОЙНЫ ПОГЛОТИЛО НАШУ МОЛОДОСТЬ…

Деревни, относящиеся к Шушнурскому сельсовету, пережили лихолетья всех войн, прошедших в нашей стране. Житель Шушнура Георгий Борисов вернулся c Первой мировой войны офицером царской армии, в Гражданскую войну боролся c бeлыми, был командирам батальона. Затем он работа уполномоченным совнаркома северо-западной части Уфимской гyбeрнии, председателем губревкома 8 волостей северо-западной зоны. B настоящее время имя прославленного земляк носит одна из улиц Шушнура.

B Великую Отечественной войну из шушнурского сельсовета ушли 678 человек. Среди оставшихся в живых и поныне здравствующих женщина-ветеран – Салима Маннапова (Аюпова). Она прошла связисткой всю войну, дошла до Берлина, была награждена орденом Отечественной войны П степени и медалями. B настоящее время в муниципальном образовании проживают 15 ветеранов войны.

B тылу, где также шла битва за победу, особенно тяжело пришлось женщинами детям. Бибидана Зартдинова, Рахиля Гильметова Зулхиза Сарварова, Хатира Акберова заменили мужей за рычагами тракторов. Непосильная работа также легла и на неокрепшие плечи детей и подростков.

Молодое поколение, воспитанное на героическом примере своих дедов и отцов, с честью выполнило свой священный долг перед Родиной в Афганистане и Челне. Если Ришат Кирамов, Артур Разетдинов, Халиль Нуртдинов, Вадим Александров воевали в Афганской, то Александр Тимершин, Марсель Нуршаяхов, Сирин Шаяхметов участвовали в Чеченской войне. Сирин был награждён медалями “За боевые заслуги” и Жукова. А вот Альфис Мазмаев, погибший в Афганистане, остался навеки девятнадцатилетним. Сегодня одна из улиц Нового Актанышбаша носит его имя.

ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ

Индyс Бахтиев – заслуженный работник сельского хозяйства РБ, награждён орденом “Дружбы народов.

Муллахмат Якупов – заслуженный механизатор РБ, кавалер ордена Ленина, Почетный гражданин района.

Аниca Ахметгалиева – передовая доярка, кавалер ордена Ленина.

Гавис Ахмаров – заслуженный механизатор РБ, кавалер ордена “Знак Почета”.

Гульсима Мypзaxмeтoва – передовой животновод, заслуженный работник сельского хозяйства РБ, кавалер ордена Трудовой Славы.

Давис Бaxтиев – первый нефтяник деревне, заслуженный нефтяник СССР.

Ибрагим Сабиров – ветеранов войны и труда, долгие годы работа председателем сельсовета.

Рамазан Саматов – Почетный гражданин работа, заслуженный Житель ВАССР.

Рафис Валиев – заслуженный учитель РБ.

Зульфа Хузина – отличник народного просвещения РСФСР.

Салих Садыков – полковник.

Ислибай Исикеев – доктор сельскохозяйственных наук.

Алексей Исикеев – заслуженный учитель БАССР, историк-краевед.

Махияи Фатхуллин – доктор филологических наук.

Ханиф Хабибрахманов – художник-скульптор, лауреат премии имени Салавата Юлаева.

Рамзит Ахмаров – кандидат технических наук.

Баязит Якупов – заслуженный механизатор РБ.

Ира Бахтиева – кандидат экономических наук.

Фасиль Разетдинов – полковник.

Раисия Kaмeтoвa – отличник образования РБ.